Приходилось ли вам наблюдать за угловатыми, одинокими фигурами подростков в соседнем дворе, ближайшем магазине, транспорте? В выражение лица многих из них можно увидеть напряженность и отрешенность, в глазах часто стоит тяжелая волна невыплаканных детских слез, а в руках ребята держат дорогущие гаджеты. В современных реалиях интернет — неотъемлемая часть жизни не только взрослого человека, но и детей. Безопасность подрастающего поколения в сети — актуальная проблема, разобраться в которой нам помог Юрий Афанасьев, врач-психиатр высшей категории психоневрологического диспансера, аккредитованный эксперт Роскомнадзора, член Общественного совета при президенте Российской Федерации по правам ребенка.

— Юрий Валентинович, обеспокоенные родители часто спрашивают, с какого возраста ребенку можно регистрироваться в соцсети?

— Социальные сети сами сформулировали возрастные ограничения, но хоть кто-то из родителей может обеспечить их соблюдение? По статистике, на конец первого класса 90% детей зарегистрированы во Вконтакте. Поэтому мой ответ: чем позже, тем лучше. Горячие споры сейчас ведутся среди учителей — на тему запрета гаджетов в школах. Здесь нужна единая позиция родителей и администрации учебных заведений. Я считаю, что это должно быть предусмотрено в Уставе школ и юридически закреплено на уровне законодательства. Телефон должен быть использован для связи с родными и близкими в определенные часы. «Золотой середины», универсального алгоритма действий в этом вопросе пока, к сожалению, нет.

— В одном из вебинаров Вы рассказывали родителям о формуле «КАК», которая поможет уберечь наших детей от зависимости от гаджетов. Расшифруйте ее, пожалуйста.

— «К» — Контроль. Родители должны систематически контролировать детей, учить их работать с информацией в интернете, установить жесткие правила, временные ограничения в сетях и доходчиво объяснять, почему их нужно соблюдать как в семье, так и в школе. Взрослым необходимо постоянно разговаривать с ребенком, чтобы оценить его эмоциональное состояние. В живом общении важно уметь слышать и понимать друг друга. «А» — Альтернатива. Находите позитивные способы отвлечь детей от зависимости. Это может быть спорт, искусство, занятия по интересам, живое общение. Отмечу, что и в виртуальном общении подростков могут быть не только «стены ненависти» (буллинга, то есть травли), но и «стены поддержки», когда ребенок в соцсетях может найти друзей и единомышленников, с которыми может проводить время с пользой для своего развития. «К» — Культура. Цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь, поэтому нужно развивать техническую культуру. Это правила пользования интернетом для всех без исключения членов семьи. Родителям нужно начинать с себя, подавая достойный пример, не залипать бесконечно в собственных телефонах, компьютерах, телевизорах. В большинстве, если посмотреть статистику, дети действительно используют гаджеты для развлечения — это игры, просмотр фильмов, юмор и сериалы. Приведу случай одного из возможных конфликтов. «Добрая» бабушка купила внуку очень дорогой телефон. На выходных или каникулах в гостях у нее ребенок пользовался гаджетом бесконтрольно, а домой приходил невыспавшийся, с красными глазами и неподготовленными домашними заданиями. Результат — повышенная тревожность, плохое самочувствие, скандал в семье.

— Цифровая безопасность и цифровая гигиена — это разные понятия?

— Для меня это примерно одно и то же. Только «цифровая безопасность» — IT-термин, а «цифровая гигиена» — более медицинский. Гигиена, по сути, — это и есть медицинская безопасность. Поэтому цифровая безопасность — это общее понятие, а цифровая гигиена — фраза с уклоном в медицину. Иногда ее называют медиагигиена. В случае с цифровой зависимостью специалисты употребляют термин «нехимические виды зависимости». Когда мы рассказываем, что одним из последствий открытого доступа к разного рода информации являются заболевания, родителям всегда проще провести параллели с химическими видами зависимостей. Это их больше мобилизует и мотивирует.

— Какие основные методы есть в арсенале цифровой гигиены?

— Принципов при формировании методов медиагигиены всего два: ответственность и безопасность. Очень часто нам задают вопросы, как убедить родителя, чтобы он следил за поведением ребенка и уберегал от негативной информации, учил правильно пользоваться гаджетом. Замотивировать мы их можем, только рассказав о последствиях. В этом и заключается наша прямая задача — заставить родителя заниматься ребенком, ведь многие не понимают, к чему это приводит. Мы рассказываем об ответственности в интернете и безопасности с медицинской точки зрения. Большая проблема состоит в том, что многие родители, как правило, хотят провести самостоятельный инструктаж с ребенком по вопросам нахождения его в сети, но не могут. Просто потому, что они сами не знают, какие в сети бывают опасности, и как им противостоять.

— Что должна включать в себя беседа с ребенком до 12 лет?

— Первое, что нужно объяснить: интернет нужно воспринимать ровно так же, как и улицу. То есть, это вовсе не уютная комната, в которой он находится. В сети ребенка окружают его друзья, большой объем полезной (и не очень) информации, незнакомые пользователи — «прохожие», а еще — люди с преступной мотивацией, мошенники, агрессоры, деструктивный контент, «вирусы» и многое другое. А значит, и поведение ребенка в виртуальном пространстве должно быть построено с оглядкой на такие угрозы.

— Я представляю АНО «Центр информационной безопасности в сети интернет «Защита». Это автономная некоммерческая организация, костяк которой составляют врачи-психиатры, наркологи, клинические психологи, психотерапевты, — продолжает Юрий Валентинович. — На лекциях и вебинарах наши специалисты поднимают темы суицидального контента, нарушений пищевого поведения, экстремального селфи, явления колумбайна, распространения психоактивных веществ… Список большой. Мы рассматриваем эти явления с точки зрения врачей: норму, пограничное состояние и патологию — те самые тяжелые последствия зависимостей.

Что такое хорошо и что такое плохо

Сервера многих популярных у нас мессенджеров находятся за границей. В них используется шифрованное соединение, которое часто не дает возможности перехватывать сообщения подозрительного контента. По этим и многим другим техническим причинам именно мессенджеры стали главными инструментами мошенников, экстремистов, манипуляторов и, что чаще всего, просто психически больных людей. Взрослым необходимо достоверно знать самим и уметь объяснить, чем конкретно может быть опасно общение в интернете для неокрепшей детской психики. Вот один из комментариев участницы вебинара Юрия Афанасьева: «Поговорила серьезно с восемнадцатилетней дочерью по темам эфира. Попросила ее дать советы для младшего брата.

Итог:

1. Никогда не отвечать незнакомцам в личных сообщениях.

2. Никому не переводить деньги «срочно» по просьбе в сообщении.

3. Не переходить по ссылкам даже от друзей, если вы о них заранее не договаривались.

4. Обращать внимание на адекватность сообщения от друга, завести контрольный вопрос, на который только друг знает ответ.

5. Никогда и ни под каким предлогом не сообщать коды и пароли, которые тебе «случайно» переслали. Ну и запишу для самой себя одну из важных мыслей вебинара: думай, что лайкаешь и репостишь».

По мнению специалистов, киберзависимость — это когда ребенок неадекватно воспринимает окружающую действительность и собственный организм, негибкая система отношений и общения с окружающими. Задача взрослых — привести детей к пониманию реальности, в которой мы живем. Не цифра над нами должна быть, а мы должны управлять цифрой, используя все положительные моменты технического прогресса. Если посмотреть на этапы взросления человека, то детство окажется совсем непродолжительным периодом времени. Всего 3 года — и ребенок уже идет в садик (кто-то и раньше), в 7 лет начинается школа. За буднями время летит очень стремительно. В 18 лет вчерашний малыш — уже совершеннолетний взрослый человек с открытыми перед ним дорогами. В самом раннем возрасте, а это до 7 лет, нужно успеть заложить прочный фундамент, ведь именно на нем дальше будет строиться развитие и восприятие мира. После семи лет социум начинает активно приносить ребенку не только позитивную, но и негативную информацию, а нам, взрослым, необходимо внимательно учиться ее фильтровать, терпеливо и осознанно учить детей «что такое хорошо и что такое плохо».

Источник